Наверняка у каждого из нас накопилось определенное количество творческих работ, которые ждут достойного оформления. Это могут быть картины, написанные маслом вашим дедушкой, многочисленные мамины вышивки, которые по сути своей бесценны и заслуживают быть увиденными, а также недорогие постеры, фотографии, гобелены и детские рисунки. Для качественного оформления этих изделий существуют, как мы знаем, багетные мастерские. Там вам предложат, безусловно, весь ассортимент услуг по оформлению, начиная от натяжки вышивки, заканчивая составлением обьемной 3D композиции. Это все конечно здорово, только когда вам объявят цену за сие изделие, держите себя в руках. Любая оформительская работа требует затрат времени. Собирать раму, натягивать холст, изготавливать подрамник будет мастер, а возможно и двое, и каждый из них хочет достойную оплату своего физического и творческого труда. Простой пример: вот вы купили футболку в магазине с хорошей скидкой, скажем за 790р. Прекрасно, а теперь сходите в ателье и спросите сколько будет стоить пошить вам точно такую футболку по вашим меркам. Хорошо, если вместе с закупкой ткани вы уложитесь в 1500-1800р. То же самое и с услугой полного оформления работ. Поэтому нет ничего удивительного, что в икее можно купить раму за 500р., а в мастерской за практически такую же вам выставят счет на полторы тысячи, в лучшем случае. В хорошей багетной мастерской консультант потратит столько времени, сколько понадобится, для того, чтобы вы определились с выбором рамы, паспарту, канта, стекла, а также своим, уже профессиональным взглядом, подскажет какой цвет, форма, размер рамы вам нужен, и какое количество паспарту подойдет именно вашей работе. Затем мастер закажет у поставщика для вас тот багет, который вы выбрали, смонтирует раму, натянет вышивку, холст, вырежет стекло и т.д. Согласитесь, вы же не будете делать трудоемкую работу, требующую точности исполнения за 500 р.? Поэтому отнеситесь с уважением к работе багетчика.
Но я пишу эту статью отнюдь не для того, чтобы убедить вас потратить на оформление одной картины 10000р., а если у вас их несколько, то и вовсе месячную зарплату. Наоборот, дальше в статье вы найдете советы о том, как не потратить лишнего, а ещё ниже прочитаете лайфхаки, которые помогут понять как выбрать хорошую мастерскую и при этом сэкономить.
Первая возможность избежать затрат
1. Первое, что вы должны сделать - это самостоятельно замерить в точности до миллиметра размер вашей работы. Если это холст, вышивка, гобелен и всё, что как правило имеет дополнительные пустые края ткани, то их мы не учитываем, они нужны для натяжки работы на твёрдую основу.
Если размер равен или на 0,5-1 см больше или меньше этих пропорций (в сантиметрах):
- 10х15
- 15х20
- 18х24
- 20х30
- 21х29.7(А4)
- 30х40
- 29.7х42(А3)
- 40х50
- 42х60(А2)
- 50х60
- 50х70
Считайте, что вам повезло. Это стандартные размеры готовых рам, которые делают в массовом производстве. Их обычно можно найти в таких магазинах как: ИКЕА, Леруа Мерлен, Леонардо, Иголочка, Передвижник.
Совет!
Иногда в багетных мастерских, бывает, продают уже готовые рамы. Они будут дороже, чем в сетях, но дешевле, чем делать такие же под заказ. Как правило, это рамы, которые собирают из оставшихся кусков реек в мастерской. Допустим, кто-то заказал раму 50х70, багетчик купил у поставщика, скажем, 4 метра багета с запасом, на случай брака и сколов на рейке. Истратил в итоге только 2,8 метров, а из этих оставшихся 1,2 метров сделал раму 18х24 и вот её вы можете купить с дисконтом в багетной. Но такие рамы, как можно догадаться, не будут размером более 40х50 см. — столько неизрасходованного хорошего материала просто не остаётся. Плюс готовых рам из багетных мастерских в том, что их дизайн будет отличаться от ассортимента в магазинах, и это ваш вариант, если вы хотите что-то поинтереснее предложений из икеи.
Если всё же размер вашей работы 34х47, 55х82 или любой, который не указан в первом пункте, вам придётся делать раму на заказ. Нестандартные размеры рам не делают в массовом производстве. В этом нет смысла. Подумайте, какой магазин закупит 10 рам 35х38, 15 рам 59х60, 25 рам 48х39 ещё и каждый размер в нескольких вариантах дизайна?
2. Практически каждая работа требует дополнительной подготовки. Здесь повезёт тем, кто хочет оформить: холст на подрамнике, холст на картоне, рисунок акрилом на плотной бумаге, живопись маслом, акрилом на дереве или любой твердой поверхности. Поясню, что для оформления этих видов работ вам понадобится заказать лишь раму и крепёж-подвес. Цена оформления получится самая минимальная из всех возможных случаев, если конечно вы не захотите усложнить оформление с помощью добавления паспарту.
Разный подход к оформлению
Прежде чем приступить к изложению специфики оформления разного типа работ, познакомьтесь с таким явлением оформительского искусства как паспарту.
Паспарту — это широкая рамка из бескислотного картона плотностью 800-1200мг, которая обрамляет работу. Внутреннее окно паспарту вырезается под углом в 45”. Ширина паспарту подбирается индивидуально и зависит от ширины рамы и пропорций работы, вашего вкуса и видения картины. Паспарту сильно меняет восприятие изображения, выделяет лучшие стороны работы, расширяет, углубляет. Но иногда паспарту портит картину, перетягивает на себя всё внимание, если дурно подобрано по цвету и ширине. Так что везде вставлять паспарту совсем не панацея. И конечно же, оно значительно увеличивает стоимость оформления.
Конкретнее в цифрах: оформление холста на картоне 35х50 обойдется в среднем в 1000-2000р. Учитывайте, что это цена для недорогого пластикового багета (подробнее об этом читайте дальше в статье). Добавляя паспарту, получаем цену от 2500р. и выше, ведь в стоимость включат новый размер рамы 45х60, а также стоимость выреза паспарту и закрепление его к работе.
Совет! Не бойтесь широких рам. Это глупости, что широкая рама смотрится слишком тяжело в интерьере. Дело не в широте, а в дизайне, форме, стиле декора. Утяжеляет не размер, утяжеляют объёмные вензеля (вензеля — это декоративные завитки, объёмная лепнина на рамах в стиле барокко и рококо), темный тон рамы, глубина багета в профиль.
Рамы более пологие по форме и светлые по оттенку, напротив, добавят лёгкости картине и совсем ей не повредят, зато позволят сэкономить на паспарту. Конечно, при условии, что светлый оттенок рамы идёт палитре картины в целом. Тогда сама рама возьмёт на себя частично задачу паспарту.(подробно и с примерами о том, как красиво и выгодно подчеркнуть достоинства вашего произведения, читайте в следующей статье
Фотография, акварельная, пастельная живопись, гуашь
Если вы решили оформить фотографию, акварельную, пастельную живопись или гуашь, вам обязательно понадобится стекло. Это значит, что к стоимости оформления работы помимо стекла добавляется задняя стенка (задник), которая прижмёт вашу работу. В таком комплекте рамы как раз и продаются в магазинах. Опять же, про паспарту, думаю, всё ясно, его можно добавлять к любому оформлению. Тут уже выбирайте на чём сэкономить: сделать обычное стекло, вместо музейного (читать ниже) или не вырезать паспарту. Далее подробно о стёклах.
Стекло
Стоимость стекла зависит от его вида. В основном в багетных мастерских представлены:
Обычное 2мм стекло — самое дешевое. Минусы: оно тяжелое, поэтому его опасно ставить на большого размера работы, особенно в сочетании с тонкой рамой — это бомба замедленного действия. Если стекло упадёт, а это вполне вероятно, будете ещё долго по квартире находить осколки. И главный минус в том, что оно нещадно всё бликует.
Орг.стекло (он же пластик) — дороже. Плюсы: не бьется, лёгкий.
Антибликовое (иногда называют музейным) — дороже обычного раз в пять. Если обычное стекло на размер А4 примерно стоит 100р., то антиблик 500р. Соответственно, за стекло размером 40х60 вы заплатите уже 2000р.(все цены, естественно, приблизительные). Плюсы: делает изображение ещё чётче, создает ощущение отсутствия стекла. На самые важные, ценные работы, очень советую ставить именно музейное. Если на работу будет падать солнце, оно сделает блики менее яркими, тем самым не давая «ослепить» изображение, и, что не менее важно, защищает от УФ лучей. Это музейное консервационное оформление.
Антибликовое матовое — приблизительно в два раза дороже обычного. Минусы: очень специфическая вещь, если смотреть на картину вблизи; матирует и затуманивает изображение. Издалека этого эффекта нет, то есть для хорошей картинки нужно отходить от работы не меньше чем на 1м. Если картина висит напротив окна, оно матирует блики и создаёт мягкую растушёвку света — это его главный плюс.
1. музейное стекло |
2. Обычное стекло. Отражает всё вокруг |
3. Музейное стекло делает отражение более мягким, не бликуя рисунок полностью |
4. Сравните с бликами на обычном стекле. Они ярче и не дают разглядеть изображение. Фото 2 и 3 сделано специально в одно время, в одном месте и при одинаковом освещении. |
5. Матовое антибликовое |
Холст, вышивка, гобелен, батик
Что объединяет эти работы? Верно, это изобразительное творчество, выполненное на ткани. Соответственно, для оформления данного вида искусства вам понадобится:
- Натяжка ткани на плотную подложку или подрамник.
- Стекло. Стекло не обязательный элемент, но желательный. Некоторые виды стёкол дают блики, как мы убедились выше. Также любое стекло не даст возможности потрогать работу на ощупь, но плюс в том, что стекло защищает от загрязнения и выцветания рисунка, так что тут каждый решает для себя, что в приоритете. Теперь о натяжке: стоимость и качество натяжки сильно варьируется в мастерских. Холст, гобелен, батик натягивается на деревянный подрамник, который изготавливают индивидуально под вашу работу.
Совет! Если вы выбрали неглубокую раму, просите сделать подрамник потоньше, чтобы в итоге с торца этот подрамник не выглядывал из-под рамы. Толщина колеблется в пределах 1-3 см.
Подрамник — это деревянный каркас, на который натягивают тканные изделия. Подрамник является обязательным элементом, если вы хотите оформить холст или гобелен в раму.
На фото справа показаны разных размеров подрамники с натянутыми на них холстами |
Натяжка вышивки
Вышивку натягивают на плотную подложку — специальный бескислотный картон. А вот здесь остановимся по подробнее. Натяжка вышивки — это одна из самых трудоёмких составляющих работы мастера. На этом этапе большинство мастерских экономят не деньги, а время.
Есть три варианта как прикрепить вышивку на основу:
1. Сшить сзади нитками, стягивая параллельные стороны по типу сетки на картон. Этот способ единственно верный . Растягивая вашу работу, мастер выравнивает перетянутые стороны и края, особенно это касается натяжки бисерной вышивки. Такая натяжка может занять от часа до целого рабочего дня в зависимости от вашей вышивки — чем сильнее искривлены края, тем больше придется потрудится мастеру. Натяжка нитками в мастерских стоит, как правило, дороже, но и не каждый из мастеров за неё берется. Если вам важно, чтобы ваша работа была сделана качественно и, как говорится, «на века» обязательно спросите как мастер будет натягивать работу. Почему это так важно, поясню дальше.
2. Прибить края канвы вышивки к картону степлером. Не самый худший вариант. Но, тем не менее, если при натяжке нитями вы оставляете за собой возможность всегда поменять оформление работы, просто распоров нити сзади, то при натяжке степлером канва уже станет поврежденной, и, если вы захотите снять работу с картона, чтобы сделать новое оформление или просто постирать, новая натяжка, возможно, не получится. К тому же степлером никогда так филигранно не натянешь как нитями. Если края вашей вышивки сильно искривлены, то в мастерской, где прибивают вышивку степлером, вам могут отказать в натяжке. Степлер экономит время мастера, поэтому стоимость данной услуги может быть ниже, чем при натяжке нитями.
Важно! Также недобросовестные мастера для натяжки используют скотч. Предупреждаю, что скотч со временем (да, лет через 20-30, но тем не менее) окисляет канву, и нити по прошествии времени будут рассыпаться от любого прикосновения, поэтому такую натяжку нельзя назвать правильной.
3. И самый худший вариант — наклейка канвы. Вашу бесценную, трудоёмкую работу просто растянут и, не побоюсь этого слова, варварски наклеят на картон. Со временем клей может пожелтеть и цвет вышитого полотна вместе с ним. Я уже не говорю о том, что, естественно, вышивку вы никогда без ущерба не снимите. Очень, очень не советую. Если вам скажут, что «мы вышивки клеем» лучше бегите оттуда.
Экономьте на багете, стекле, паспарту, но никогда не на натяжке. Если вы много вышиваете, найдите мастерскую, где делают хорошую натяжку, скорее всего там и мастер ответственный и всё вам сделает как надо.
Совет! Если вы сами вышивали, то, думаю, вам не составит большого труда натянуть вышивку самостоятельно. Подходящий размер картона вы можете заказать заранее в багетной. Это очень недорого:50-500р. Стоит только заранее обговорить с мастером сколько не зашитого крестами отступа канвы нужно оставить на полях по периметру, для того, чтобы он правильно надел в итоге раму и не закрыл вам много крайних рядов.
Кант
Теперь познакомимся с понятием канта в оформлении. Чаще всего именно для вышивок предлагают поставить кант. Что это такое? Он представляет собой тонкую полоску багета из дерева или пластика высотой не более 1 см.
У него три задачи:
1. Поднять уровень стекла от работы. Как правило, это необходимо для бисерных вышивок, где есть разного размера бисер, жемчужные бусины, стеклярус или вставка из лент. Стекло нужно класть на абсолютно ровную поверхность, чтобы оно не треснуло. Кант создаёт ступеньку, на которую отлично ляжет стекло.
2. Не допустить сокрытия последних рядков крестиков или бисера багетом. В некоторых сюжетах вышивок очень важно, чтобы все вышитые ряды просматривались. За счет того, что стекло прокладывается между канвой и рамой, в пространстве между ними создается не эстетичный прогал. Чтобы его не было видно в готовой работе невооруженным глазом, раму делают такого размера, чтобы её внутренний край слегка заступал на последние рядки вышивки. В зависимости от профессионализма мастера, он может прикрыть один рядок (что идеально), а может и три-четыре. Кому захочется, чтобы со всех сторон его вышивку закрыли на пол-сантиметра? Поэтому, если в вашей мастерской работают не очень опытные профессионалы, лучше поставить кант. Кант как раз станет бортиком, который очерчивает последний ряд вышивки и закрывает собой прогал.
Важно! Если сюжет вышивки сформирован по центру и вокруг подразумевается пустое поле канвы, то в канте нет необходимости.
Бронзовый кант обрамляет вышивку бисером и выравнивает уровень для стекла |
Края вышитой части заканчиваются, не прилегая к раме |
3. Чисто оформительская задача. Кант это тоже своего рода багет. Он красиво поблескивает, добавляет не хватающий штрих, законченность работе, усложняет простоту рамы. Поэтому если вы выбрали в мастерской раму, определились с паспарту, и всё равно есть ощущение, что вот чего-то не хватает, то поэкспериментируйте с кантом.
Тонкий, золотой, блестящий кант акцентирует внимание на настроении картины, свет как бы выливается из окна на зрителя через блеск канта. Здесь кант соединил багет, вышивку и паспарту в органичный ансамбль. |
А теперь цена: загвоздка канта в том, что это не дешевое удовольствие. Как и багет, он бывает пластиковый и деревянный (о разнице в стоимости багета по материалам будет чуть ниже). Пластиковый кант дешевле. Простой пример: пластиковый кант для работы 20х30см обойдется в 400р.-700р. Такой же деревянный: 900р.-1500р. Почувствуйте разницу. Причём для канта материал не важен так, как он важен для рамы. Кант не несёт на себе вес картины, поэтому его прочность не имеет значения. Вопрос только в том, предоставит ли мастерская вам достаточный выбор образцов недорогих пластиковых кантов.
Его Величество Багет
А теперь когда мы с вами разобрались какие дополнительные затраты потребуются для оформления работ, можно приступить к самому главному.
В мастерских представлены небольшие уголки-образцы будущих рам. Первое, что вам нужно спросить у консультанта — это где представлен пластиковый багет, а где деревянный. Самый важный выбор, который вы должны сделать — готовы ли вы платить за дерево или ваша работа не столь ценна и вас вполне устроит пластик. Дело в том, что хоть внешне пластик и дерево на глаз отличить сложно, они представляют собой совершенно разный подход к оформлению. Объясню на самом банальном примере: есть стул из икеи из ДСП, а есть стул итальянской фабрики из дерева. Да, внешне они похожи, но ведь любой человек, который может себе это позволить, купит деревянную мебель. Если мое мнение вам не близко, напишите в комментариях, с удовольствием послушаю другую точку зрения.
Итак, плюсы деревянного багета:
- Дерево надежнее пластика в эксплуатации. Если не дай бог упадёт пластиковая рама, а такое отнюдь не редкость (неаккуратный гость в вашем доме задел рукой; при ремонте от колебаний стены рама сорвалась с гвоздя; не рассчитали вес работы и надели на слабый гвоздь; дети и еще тысяча причин), то она разлетится у вас вдребезги как стекло. Пластик очень хрупкий и хлипкий по своей сути. То ли дело дерево: упала рама, если и разошлась в углах, запросто можно починить, а если дерево крепкое с ним может ничего и не случится. Даже в той мастерской где вы делали раму иногда могут помочь с починкой, если сами не справитесь.
- Дерево красиво стареет. Это факт. Если где-то на раме отлетела краска или внешняя облицовка (раньше её делали из гипса, сейчас же это обычно штукатурка), под ней оголится красивая структура породы дерева. Это не испортит внешний вид рамы так, как это испортит облупившийся пластик. Под краской в пластике ничего красивого нет. И это очень удешевит интерьер, если сразу не залатать. Даже покраска дерева, с целью скрыть сколы проще. Дерево хорошо впитывает, краска подчеркивает его структуру, одним словом — прелесть. Также с помощью структурной пасты можно запросто воссоздать сколотые вензеля, дерево удержит новый слой пасты. От пластика рано или поздно всё отвалится.
Теперь плюсы пластика:
- Пластик дешевле. Значительно. Обычно в 2-3 раза. Сравнение: рама из пластика 30х40(А3) (без учёта стекла, задника и т.д., просто рама) в среднем 1000-1500р.
- Дерево: 2000-4000р.( это очень усреднённое значение; есть рамы и за 10000р., а можно взять и за 1800р., правда это только неширокий багет).
Совет! Багетные мастерские сотрудничают с разными производителями реек. Цена у отечественного производства и итальянского будет сильно отличаться. Попросите консультанта показать вам деревянный багет именно отечественного производства. У него цена на 30-40% дороже пластика. Тогда раму 30х40 можно будет взять всего за 1700-2200р.
1.деревянный багет отечественного производителя |
2. Пластиковый багет |
Подведём итоги
Если у вас есть действительно стоящие и ценные ручные работы, доставшиеся вам по наследству, которые вы особенно любите, не поскупитесь, закажите деревянный багет, если нужно музейное стекло, кант, паспарту. Конечно всё в меру своих возможностей, не на последние деньги. Но оформить достойно памятные вещи очень важно. Так мы приучаем своих детей к хорошему вкусу, к пониманию, что важно, а что второстепенно.
Также обращаю ваше внимание на произведения, которые в принципе не столь ценны (в конечном итоге, безусловно, ценность чего-либо для вас вы сами определяете своим отношением, я здесь не могу вам диктовать) и вполне можно не разоряться на деревянный багет и прочие описанные мной дополнительные услуги:
1. Постеры
Это лишь декоративная вещь, которая быстро надоест. Стоит выбрать универсальную раму по стилю, в которую вы потом сможете вставить новый постер или фото и не придётся покупать новую раму.
Фотографии и постеры, оформленные в одном ключе в простые лаконичные рамы с паспарту. |
2. Картины «маслом»
А на самом деле это печать на холсте, которую выдают за живопись, накладывая сверху слой прозрачного геля, или делая пару мазков краской для отвода глаз.
Как правило такое привозят из путешествий или заказывают в интернете. По сравнению с настоящей живописью такие «шедевры» стоят значительно дешевле, советую не тратиться на оформление, ценность этих вещей с возрастом не возрастёт. Это не искусство, это лишь декор.
1. Печать на холсте, на которую после могут нанести поверх несколько мазков краской. Любой художник сразу определит подделку. |
2. Текстурный прозрачный гель, хаотично размазанный шпателем по принту. |
3. Прозрачный гель |
4. Полностью просматривается текстура холста, нет ни одного мазка. Это напечатанный холст, натянутый на подрамник. |
5. А теперь сравните с настоящими мазками маслом |
6. Портрет маслом. Также просматривается текстура, но льняного холста, что уже показатель. На льняном холсте никто печатать не будет, он дороже хлопка и уж тем более дороже синтетики. Но здесь отчетливо видны проплешины в некоторых местах, что говорит, что художник писал a la prima — без подмалёвка, за один сеанс, быстрыми, точными, широкими мазками, стараясь схватить настроение девочки в этот момент. |
3. Алмазная мозаика, пазл
Очень спорная в плане вкуса и стиля вещь. Это способ хорошо провести время с семьей, с детьми. Хорошо смотрятся такие вещи в детских комнатах, незатейливо переливаясь на стене. Но искусство ли это, истинное творчество, сложная рукодельная работа? Увы, нет.
Алмазная «живопись» |
4. Много вышивок бисером, крестиком
Если у вас больше 7-10 таких работ, могу в данном случае посоветовать выбрать наиболее любимые или наилучшим образом подходящие к вашему интерьеру 1-5 шт., к ним сделать идеальное оформление. Для остальных подобрать готовые рамы, натянуть вышивки самостоятельно (если возможно), в общем сэкономить.
1. Не стоит пытаться повесить всё и сразу. На стене получается какофония, которая не даёт зрителям насладиться вашим мастерством и портит интерьер. |
2. Пример как можно, выбрав схожие по стилю работы, оформить стену. Простите за грубый фотошоп, надеюсь смысл понятен. |
3. Другая тематика — другой стиль и настроение |
4. Или так: классически и лаконично |
5. Если вы хотите подарить кому-то свою работу
Советую не покупать дорогой багет, даже если есть такая возможность. Очень вероятно, что новые владельцы захотят сменить оформление под свой вкус. Зачем тратить деньги зазря? Если конечно вы точно знаете, какого размера, стиля, цвета рамы они любят и какая подойдет их интерьеру, то можно конечно рискнуть. Но вообще, презентуя картину, вышивку собственного авторства вы уже делаете большой подарок и не думаю, что кто-то от вас ждёт дорогого оформления. Пластиковый неширокий багет и обычное стекло ваш вариант, если у вас не стандартный размер работы. А ещё лучше, если вы только задумали сделать работу в подарок, заранее найти готовую стандартную раму и под этот размер подбирать сюжет работы. Подарить вышивку без рамы конечно совсем не получится, вы же не подарите кусок ткани, это как-то совсем уж странно, да и эффекта должного не произведёт, а вот холст на подрамнике или картоне можно подарить и без оформления.
На этом, я думаю, пора заканчивать обзор. Надеюсь, эта растянувшаяся статья была вам полезна, и в следующий ваш поход в багетную мастерскую вы будете чувствовать себя как рыба в воде. Оставляйте любые ваши комментарии и мнения, будем только рады. Спасибо за внимание.