Дорогие читатели, в продолжение статьи о том, как сэкономить на оформлении творческих работ, теперь предлагаю вам ознакомится с материалом на тему:
Как подобрать лучшее оформление для художественной и творческой работы?
Кто-то скажет, что оформление картин, постеров, рисунков вовсе не обязательно, и это излишняя роскошь. В чём-то я с вами согласна. Это совершенно не предмет первой необходимости. Мы запросто можем прожить без красивых рам на стенах. Конечно, мы также можем прожить и без красивых штор, обходясь жалюзями, и без паркета, всю жизнь топая по ламинату, без мягкого покрывала на кровати и декоративных подушек, а также без ваз, подсвечников, статуэток и прочего. А потом мы замечаем, путешествуя по миру, что жить в номерах отеля нам нравится больше, чем в собственных квартирах, и что у соседей как-то очень уютно и хочется оставаться в гостях подольше. Надеюсь, вы понимаете к чему я клоню. Я убеждена, что если ваш дом, в котором вы сейчас живёте, не временное пристанище, и хотя бы ближайшие десять лет вы планируете провести в нём, то обустроить его так, чтобы вам и вашей семье было максимально уютно и тепло, чтобы картины и фото на стенах наполняли дом вашей историей очень важно, особенно если у вас есть дети, потому что ту квартиру или дом, где они выросли, они будут помнить всю свою жизнь. Стену напротив вашей кровати — это первое, что вы видите когда открываете глаза. Оформите её, исходя из ваших вкусовых предпочтений, а также всё вокруг . Необязательно, чтобы декор вашего гнёздышка был дорогим и самым модным, важно лишь подобрать его со вкусом, сообразно окружающей обстановке. Даже простая квартира, состоящая преимущественно из икеевской мебели, может быть тёплой и уютной, если хозяева со вкусом, смыслом и заботой подобрали текстиль, картины, вазочки, разложили ценные предметы.
Мы задумываемся о декоре стен обычно в двух случаях: когда делаем ремонт и когда получаем в подарок творческие работы, фотографии. Не беру в расчёт людей, которые сами пишут и вышивают, это отдельная категория, они завсегдатаи багетных мастерских. Но скажу только одно, что 70% посетителей (цифра взята из своих наблюдений) единожды обратившихся за услугой оформления картины в мастерскую, обязательно вернутся, чтобы ещё раз получить этот опыт. Постоянные клиенты не дадут соврать — это магия, когда получаешь свою работу после 3-10 дней ожидания. Она открывается с новой стороны, цветовая палитра звучит невиданными прежде красками. Вот была просто тряпочка, но в которую вы вложили душу, труд, терпение, полюбили её, а теперь взгляните: она, будто золушка, одевшаяся на бал, предстала перед вами в самом лучшем в мире платье. Теперь это отнюдь не тряпочка, это вышитая картина, которая горделиво висит на стене, как ваша визитная карточка, напоминая каждому посетителю дома, что вы искусный мастер своего дела.
А теперь, когда дальше остались читать только те, кто точно решил для себя, что его работы заслуживают достойного оформления, приступим к делу.
Обращаю ваше внимание, что здесь будет много фотографий и примеров. Я хочу на реальных картинах, найденных на просторах интернета и своих работах показать, что можно было бы улучшить, чтобы максимально выгодно показать достоинства работы.
Заранее предупреждаю, что моё мнение — это лишь моё мнение, опирающееся на мой
шестилетний опыт работы консультанта по подбору багета. Я видела работы до их оформления и после, запоминая, что подчеркнуло картину наилучшим образом, а что, наоборот, испортило. В начале я сама делала те ошибки, о которых дальше расскажу. Теперь моя задача состоит в том, чтобы сформировать у вас чёткое видение, чего вы хотите. Мы с вами не будем касаться финансовой составляющей вопроса, об этом подробно было рассказано в предыдущей статье: как оформить картину красиво и бюджетно
Конкретные примеры
Неправильно подобранная ширина рамы по отношению к пропорциям самой работы и паспарту (при его наличии) может испортить впечатление от картины, и тогда с какого угла ни посмотри, вам всегда, даже спустя десять лет будет казаться что что-то не так. Можно отлично попасть в цвет, подчеркнув достоинства палитры изображения, но сильно промахнуться в пропорциях. Самое главное, что здесь есть точные постулаты, которые формировались ещё в прошлых столетиях. Сразу скажу, что в наших реалиях мы не будем на них постоянно опираться, потому что как показывает практика, когда дело доходит до конкретных работ, по-неволе понимаешь, что нужно сделать миллион исключений из правил, и в итоге, всё сводится к тому, что мы полагаемся на свой собственный вкус и вкус консультанта по багету.
Давайте лучше посмотрим на конкретном примере:
Есть такое негласное правило, что ширину паспарту нужно выбирать, исходя из параметров картины. Величина от 1/3 до ½ меньшей стороны картины и будет идеальная ширина паспарту. По этому закону получается, что паспарту всегда выходит достаточно широким (от 5см и более). Представленный пример на фото как раз этот случай. Здесь правильно по канонам подобрана ширина паспарту. Но, скажите, разве всегда нам хочется столь сильно увеличивать размер работы, заполняя пространство между картиной и рамой одним сплошным тоном? Таким образом мы добавляем к восприятию картины много определённого (в данном случае серого) оттенка, который привлекает наше внимание, оттягивая его от картины. Широкое паспарту «уплощает» работу, когда как маленькое паспарту, взятое намного меньше канонических пропорций, всегда углубляет изображение и притягивает зрителя.
Хочу заметить, что работы мы свои оформляем для дома, а не для выставочного зала, где все экспонаты должны быть оформлены под одну гребёнку в единой ключе. Прошу сравнить следующие фото:
Теперь, задайте себе вопрос, где теперь сосредоточено ваше внимание?
От себя скажу, что серое широкое паспарту в первом варианте давит своей унылостью и картина кажется нам пасмурной и неброской, а во втором варианте паспарту стало визуально частью рамы, и мой взгляд сразу смог рассмотреть и голубое небо и зелень травы, и в целом достаточно мягкую, обволакивающую атмосферу парка, и даже человек на лавочке не остался незамеченным. Теперь, разглядывая пейзаж, я задаюсь вопросами: «а какое время года изобразил автор, возможно сентябрь?»
Вот, что должно делать оформление — быть финальным штрихом художника, раскрывать смысл картины, быть окном в мир автора для зрителя. И пусть картина стала меньше по размеру, зато не потеряла своего лица.
А теперь, я поэкспериментировала с цветом:
Обратите внимание, насколько поменялись настроение и подача. Возможно, вас смутит моё грубое владение фотошопом, но постарайтесь за ним разглядеть общий посыл. Небесно-голубой теперь словно льётся, как часть неба из пейзажа, на зрителя. Теперь даже кажется, что пейзаж сместился с начинающейся осени к распускающейся весне. Вот как влияет ширина и цвет паспарту на впечатление от картины.
Правильно подобранная рама
А здесь представлен пример удачного подбора сочетания рамы и двойного паспарту. Цветовая палитра точно передаёт настроение картины: величавые сосны слева приглашают нас полюбоваться открывшимся видом на реку. Найдите самое тёмное место на картине. Нашли? Да, это по центру и левее: темно-еловый тон, в котором угадывается глубина леса. Он взят за основной цвет паспарту — таким образом оформитель указал нам, что на картине является главным в пейзаже. А теперь, обратите внимание на второстепенный акцентный цвет — светло-салатовый, который тонким росчерком опоясывает вышивку. Внутреннее паспарту здесь выполняет роль «облегчения» грузного темно-елового. Ни будь этого момента, темно-еловый задушил бы пейзаж своей глубиной, а это совсем не нужно, ведь погода изображена ясная и солнечная, на полянке, чуть вдали, солнце заливает свежую травку. Настроение картины радостное и тёплое, и оформление должно это подчеркнуть.
Теперь о раме: простая по форме, не имеющая никаких узоров, кроме золотого канта, рама, опять же, не утяжеляет вышивку. Если бы к такому сочетанию паспарту мы бы добавили багет с крупными вензелями, нам было бы за ними сложно разглядеть сюжет, не отвлекаясь. Багет бы спорил своей «кудрявостью» с кроной соснового леса. Здесь же, в противовес, гладкая рама подчеркивает детализированность пейзажа. Цвет рамы идеально сочетается с цветом паспарту: они как ствол и крона сосны. Вдохновляясь природой при оформлении, никогда не ошибешься. Такое оформление легко вписать в большинство классических интерьеров с тёмной деревянной мебелью, что часто встречается в наших квартирах.
Согласитесь, имеет место быть и такое оформление. Такой вариант смотрится богаче, ещё больше углубляет изображение. Но, приглядитесь, нет ли у вас ощущения, что ваш взор бегает от рамы к рисунку и обратно, никак не понимая, где ему всё-таки следует остановиться и начать созерцать? Орнамент на раме спорит с кружевом, которая создаёт крона леса, и получается масло-масленое. Усиливает это также тот факт, что и рама и паспарту схожего тона зелёного. Поэтому, могу сформулировать подсказку:
Совет! При подборе обратите внимание какого характера мазки художника или крестики, если это вышивка: мелкие и точные или крупные, размашистые? Если картина наполнена мелкими деталями, присмотритесь к более гладким рамам, не «забивайте» её дополнительно узором и вензелями на багете. Если всё-таки вам по душе сложные рамы или они больше подходят к убранству вашего дома, то обязательно отодвиньте раму от картины с помощью паспарту, дав изображению «отдышаться» перед натиском тяжелой артиллерии в виде вензелей и лепнины.
И наоборот, если на изображении в основном превалируют крупные формы мазков без точной детализации, крупным крестом вышита канва у вышивок, то стоит приглядеться к рамам с добавлением хотя бы, как минимум, небольшой полосы орнамента или усложнить оформление кантом, сделать двойное или тройное паспарту — в общем сбалансировать общую картину.
Оговорюсь, что это правило несовершенно, и иногда орнамент просто никак не вписывается в настроение картины. Здесь нужно учитывать, что вы хотите подчеркнуть. Может простота и есть ваш замысел? Или излишняя сложность оформления необходима для передачи определённых чувств, транслируемых картиной? Я лишь прошу обратить внимание на гармонию. Но в итоге, самое главное, как и в любом искусстве — это мысль автора.
Следующая картина тот пример, когда рама упростила работу |
На данном полотне представлен пейзаж. Обратите внимание на стиль, который выбрал художник. Он на стыке реализма и импрессионизма. Цвета мягкие и пастельные, мазки крупные, никаких мелких уточнений. Художник не пытался выписать каждый лист на кроне деревьев, что присуще художникам-импрессионистам. Но, тем не менее, картина реалистична, в ней нет слишком много «я» художника, его настроения и мировосприятия.
Стиль рамы и цветовое решение подобрано прекрасно. Рама вторит гладким мазкам кисти живописца, она живёт в одной эпохе с картиной. Если бы не бронзовый кант по периметру, рама могла бы совсем слиться с пейзажем, поэтому присутствие широкой бронзовой окантовки делает багету комплимент. Всё в целом весьма, вот только я долго смотрела на получившийся ансамбль, пытаясь понять, почему не отпускает чувство незавершенности? И поэкспериментировав с фотошопом, нашла решение. Смотрите ниже:
Как мне кажется, багету не хватило глубины и небольшого орнамента по внешнему контуру. Теперь ощущение, что рама проще, чем пейзаж, исчезло. Всегда когда вижу, что багет слишком прост для какой-либо достойной картины, появляется образ красивой девушки, которую по-неволе одели в дешёвое платье. Сделав раму глубже и увеличив ширину бронзового канта, мы подчеркнули ценность картины, но не утяжелили её, потому что внешний рельеф рамы, всё же, остался плоским. А тонкий и ненавязчивый узор, сбалансировал гладкие крупные мазки художника. Теперь, рассматривая картину, наш взгляд смотрит сначала прямо вглубь, улавливая общее настроение, затем постепенно сдвигается к периферии, останавливаясь на тонком внешнем орнаменте, и обратно скользит в центр пейзажа. Кант сдерживает внимание, предоставляя нам время как можно лучше понять изображенную местность. В оригинальном оформлении, на фото выше, моё внимание постоянно рассеивалось, норовя убежать.
Подведём итог: к такого стиля картинам, как правило, подходят рамы гладкие и широкие, но с небольшим усложнением в виде тонкого канта, орнамента. Не забывайте и о глубине, экспериментируйте. Глубина рамы тот фактор, который как раз может дать ощущение завершенности, которого зачастую не хватает гладким рамам. Часто эту проблему можно решить за счёт двойной рамы.
Влияние паспарту
На фото слева представлен оригинал работы — это ярчайший пример импрессионизма. Обратите внимание, как внутренний бежевый багет выполняет роль паспарту, которое не даёт достаточно массивной золотой раме «задавить» девушку на картине. На фото справа я подкорректировала лишь толщину внутреннего золотого канта, сделав его чуть уже, и поменяла оттенок багета на голубовато-сиреневый. Я считаю, что голубой тон лучше передаёт воздушность и невесомость мазков художника. Мы можем почти ощутить эту прохладу, которую транслирует картина.
Теперь рассмотрим миниатюрный пейзаж, изображающий летний сад.
В оригинальном оформлении орнамент на багете точно повторяет рисунок, который образует крона деревьев. Но давайте посмотрим, что получится, если между рамой и пейзажем проложить пространство, которое отодвинет узор багета от изображения.
Вот теперь мы можем наслаждаться пейзажем, не отвлекаясь на раму.
Надеюсь, что с помощью разбора на конкретных примерах вы начнёте чувствовать гармонию интуитивно. Тогда подбор оформления станет для вас приятным занятием с точным пониманием дела, а не мукой поиска вслепую. Ведь того, кто не понимает и не знает чего хочет очень просто одурачить.
Еще несколько идентичных примеров, где наличие паспарту просто обязательно.
Например здесь, очевидно, багет оказался непосильной ношей для такой миниатюры. Несмотря на свой крошечный размер, пейзаж несёт своё настроение. Он полон прохладных до полуденных теней. Даже не меняя раму, мы можем это лучше раскрыть при помощи паспарту.
Двойное паспарту из оливкового и чуть светлее тона сделает акцент на простоте и прелести маленькой церкви.
Или так. Глубокий королевский голубой приковывает внимание к прозрачным теням на стене храма, наполняя картину воздухом.
Позволю себе ещё несколько примеров, где оформление слегка перегружено из-за недостаточного размера паспарту.
Очень богатый двойной деревянный багет дополнили кантом и маленьким паспарту. По цветовому сочетанию оформление отлично перекликается с представленным городским пейзажем. Но давайте отодвинем раму от главного сюжета широким паспарту и внутреннее сиреневое сделаем потоньше, а второй терракотовый багет и вовсе уберём.
Теперь мы можем свободно мысленно прогуляться по слякотным улицам старого города и оценить, как художник горячими рыжими масками зажёг огни бульвара. Нам уже не помешает многоярусная «обёртка» картины.
Последний пример из этой категории. Шикарная рама с орнаментом эпохи ренессанса, деревянный кант и бархатное грязно-бежевое паспарту — очевидно, что оформитель хотел подчеркнуть значимость этого маленького пейзажа, и ему это здорово удалось. Но вот с цветом паспарту вопрос спорный.
Давайте попробуем сконцентрировать внимание не на дороговизне оформления, а на главном — очаровании тёмной лунной ночи над морем. Возьмём тёмное паспарту сложного коричнего-серого оттенка, поменяем кант вместо золотого на античный и патинированный, чтобы он почти сливался с паспарту. Смотрим, что получилось:
Теперь нам проще разглядеть красоту пейзажа, как считаете? На фоне тёмного паспарту рама перестала смотреться мрачной, и золотой узор по её периметру заиграл, вторя луне, изображенной художником.
Хорошие ориентиры
В завершение этой статьи хочу поделиться примерами удачного оформления, с моей точки зрения. Для объективности подобрала творческие работы абсолютно разных категорий.
Всегда хорошо критиковать, но важно уметь после предложить альтернативу.
Иногда не нужно никаких паспарту и кантов. Идеально подобранная рама делает своё дело.
Простому рисунку — простая рама. Цветовая палитра багета хорошо собрала работу. Мы сразу понимаем, что это именно ранее утро на даче. Нежно-розовый тон рамы подчёркивает дымку рассветного тумана. Любое усложнённое оформление перебило бы это ощущение лёгкости и нежности, которое исходит от пейзажа.
Разное прочтение одной и той же вышивки. В первом случае, акцентировали внимание на песчаных оттенках пейзажа, приглашая нас насладиться колоритом Востока. Вторая вышивка с помощью оформления повествует о печальном настроении героини, помогает заглянуть в её грустные глаза. Резкий синий росчерк по периметру канвы ещё больше усиливает ощущение переживания за судьбу девушки.
Если бы не грамотно подобранная ширина и цвет паспарту, рама могла бы испортить работу. Но здесь всё гармонично. Золотой тонкий кант подчёркивает утончённость вкуса и вышивальщицы и оформителя.
Гладкая двойная рама не только не перебила безмятежность практически гиперреалистичного пейзажа, но ещё и приумножила передающееся через картину чувство умиротворения.
Современному стилю пейзажа и таким выглаженным мазкам, сделанным по большей части мастихином, не нужны никакие орнаменты и вензеля. Две гладкие рамы дают нам ощущение, что мы смотрим из своего окна и видим эту солнечную улицу города.
Обе работы пример удачного, правильного оформления, а также как можно заметить, они отлично сочетаются с интерьером дома хозяйки.
В довершение напомню, что всё выше сказанное — это мои субъективные мнения и заметки в работе оформителем. Если моё чувство гармонии и прекрасного отвечает вашему, значит эта статья была вам полезна, если в чём-то мы разошлись, значит вы смогли посмотреть на вещи с другой стороны, что ещё более ценно. На этом хочу сказать всем огромное спасибо за внимание.