Сейчас на прилавках художественных магазинов представлено множество видов кистей. Как в них разобраться? Какой универсальный сет можно подобрать для новичка? На эти вопросы я попытаюсь вам ответить.
Первое, о чём стоит подумать, это какой техникой живописи вы планируете (или тот, для кого вы кисти подбираете) овладеть. Вас вдохновляет и завораживает нежность акварели, или вы без ума от пастозных мазков, сделанных масляными красками? Это важно понимать, так как купить 5 универсальных кистей для любого вида живописи не получится. Если вам хочется попробовать и масло и акварель, то придётся расширить количество кистей в базовом наборе хотя бы до 7-8.
Итак, кисти различаются главным образом по двум критериям:
- Форма: плоские, круглые, овальные — это классика. Также есть дополнительные формы, которые не являются базовыми и не всегда нужны: скошенные, волосковые, флейц, веерные.
- Материал ворса: натуральные (белка, колонок, пони, коза, щетина), искусственные (синтетика).
- Длина черенка: короткий (для рисования за столом), длинный (для рисования за мольбертом).
Виды кистей |
Акварель. Подбираем кисти
Акварель — это техника, основанная на использовании большого количества воды. Сами акварельные краски представляют собой спрессованный пигмент, который производители упаковывают в удобные кюветы. Художник обильно смоченной в воде кистью набирает пигмент и окрашивает поверхность плотной бумаги. Получается, что акварель по сути — это тонированная пигментом вода. Наслаивание таких тонких слоёв тона на бумаге даёт живописи удивительный прозрачный и невесомый эффект. За это акварель и любят.
Отсюда следует, что ворс кисти для акварели должен хорошо впитывать воду и удерживать её как можно дольше. Для понимания принципа объясню на простом примере. Мы собрались мыть полы. Какая тряпка для мытья полов дольше будет оставаться мокрой и позволит реже опускать её в ведро, чтобы заново намочить: синтетическая или хлопковая? Верно, хлопковая. Мокрая тряпка из натурального хлопка, даже хорошо отжатая, всё равно останется достаточно влажной и позволит нам вымыть большую площадь за один заход, чем синтетика. Так же и с кистью. Представьте, что ваша бумага, на которой вы собрались писать — это пол из не лакированных досок, которые быстро впитывают воду, и если вы будете держать тряпку в одном месте, то промочите доску насквозь, поэтому нужно действовать быстро и равномерно. Используя натуральную кисть, вы получите влажные, ровные и кругленькие мазки — то, что нужно для красивой и профессиональной акварельной живописи. А синтетической кистью при желании можно уже поверх основных слоёв прорисовывать детали композиции, создавать некоторые эффекты.
Акварельный рисунок |
Натуральные кисти
- Белка. Лучший вариант. Да, она дорогая. Но поверьте, она стоит того. Хорошая белка может вам всю жизнь служить. Лучше приобрести одну хорошую беличью кисть, чем 5 синтетических или некачественных. Ворс белки отличается необычайной мягкостью, но самое главное, что набухшая от воды белка дольше любых других кистей остаётся влажной.
- Колонок. Хороший вариант. Ворс чуть жёстче, чем у белки. Хорошо держит воду. Но по цене дороже. Сейчас вообще колонки стали достаточно редко покупать, потому что цена их возросла до уровня “космос”. За хорошую кисть №10 вы отдадите 1400-1800р., а белку, к примеру, ещё можно приобрести в районе 700-900р. Если вы видите белки и колонки такого размера по цене в 200-300р. — это ерунда. Кроме как синтетики, имитированной под натуральный ворс, в них ничего нет.
- Пони. Если совсем нет финансов купить белку, тоже можно. Её ворс пожёстче, неплохо держит воду. Намного дешевле белки.
- Щетина. Свиной волос. Очень жёсткий и совершенно не подходит для этой техники.
- Коза. Тоже достаточно жёсткая, хотя и натуральная кисть. Не подойдет.
Беличьи кисти |
Как выбрать хорошую белку?
- Обратите внимание на кончик ворса. Даже у кисти №10-12 он должен быть тоненьким. В магазине не всегда понятно, каким будет кончик при намокании. Так, когда кисть сухая, она может выглядеть пушистой и без сужения к концу, но стоит её намочить, как окажется, что ворс всё же имеет правильную форму капли. Попросите у консультанта показать кисть в смоченном состоянии, если это возможно.
- Волоски ворса не должны вылезать от малейшего прикосновения к нему. При письме облезлые волосы кисти будут оставаться на бумаге и портить картину. Есть китайского производства натуральные кисти, которые дешевле отечественных, так вот у них очень сильно лезет ворс (не путать с профессиональным китайскими кистями для каллиграфии). Смысл брать дешёвую китайскую белку, а через месяц всё равно идти в магазин за хорошей, так как спокойно писать вы ей не сможете — весь лист бумаги будет в черных волосах. Скупой платит дважды. Беличья кисть с тонким кончиком, у которой ворс хорошо закреплен к черенку, будет стоить дорого, но и прослужит она много лет верой и правдой.
Подведём итог
Для новичка в акварельной живописи я бы посоветовала приобрести: три круглые беличьи кисти №12, №6, №2.
Толстой №12 вы заполняете основной задний план вашей картины и крупные объекты. Средней №6 делаете уточнение объектов на среднем плане, углубляете тени. Тонкой №2 вырисовываете мелкие детали, линии, узоры и акценты. Также тонким концом кистей №6 и №12 можно также выполнять детализировку. Всё. Больше ничего не нужно для начинающего художника в технике акварель. Потом, когда немного освоитесь, можно будет дополнить этот набор толстой и средней плоскими кистями, возможно вам понравится тонкая синтетика для деталей, веерная щетина для резких мазков, но пока без этого можно обойтись. Если вы не можете купить белку, то приобретите те же номера, но пони. Но всё-таки лучше хотя бы одну белку, чем ни одной, потому что будет с чем сравнить.
Масло
С акварелью более менее разобрались. Как быть с маслом? Масляная живопись требует совершенно иного подхода. Масляная краска состоит в основном из пигмента и льняного масла. Из этого следует, что для написания картины маслом вода нам совершенно уже не союзник, а враг. Для смешивания и разжижения масла вместо воды мы используем скипидар, уайт-спирит, пинен, льняное масло и различные разбавители, представляющие собой микс из этих веществ иногда с добавлением лака. Но речь не об этом. В этой статье нас интересуют кисти. Так какими особенностями должны обладать кисти для масляной живописи?
Во-первых, консистенция масляных красок вязкая и плотная, поэтому, нанося шматок краски кистью на холст, ворс кисти оставляет свой след на мазке (как шпатель зубчатый на штукатурке). Если вам по душе писать гладкими мазками, не оставляющими борозд краски, то покупайте синтетические кисти. У них гладкая структура и тонкие волосы, которые позволяют нежно ложиться краске на холст. Если же вы мечтаете писать пастозно, как импрессионисты, или в технике алла-прима, то выбирайте натуральные и жёсткие кисти. Лучшим выбором будут разные формы щетины, а также ничем не хуже окажется кисть из козы.
Для масляной живописи ещё используют мастихин — маленький шпатель, которым тоже можно делать объёмные и гладкие мазки. Множество картин с фактурными мазками написаны именно мастихином. Новичку можно купить один любой небольшой мастихин для эксперимента. Возможно, именно к мастихину у вас проявится особенный интерес?
Масло |
Если вы новичок в масляной живописи и пока не знаете, какой ворс придётся вам по душе, то вот набор, который подойдёт в большинстве случаев:
- Крупная плоская синтетическая кисть №20-24 (заполняем ей фон, задний план, крупные предметы)
- Средняя плоская щетина №12 (прорабатываем средний план, уточняем главные объекты картины)
- Средняя овальная синтетика №8-10 (так же для среднего плана, особенно хороши овалы для натюрмортов)
- Меньше средней синтетика круглая №6 (хорошо такими писать мягкие и округлые предметы, драпировки)
- Меньше средней синтетика плоская №4 (самая удобная для прорисовки тонких линий и деталей)
- Маленькая круглая синтетика или колонок №1-3 (нужна, если у вас на картине присутствуют совсем мелкие детали, а также для малых форматов холстов менее 30Х40)
- Ну и мастихин ( выберите для начала средний по размеру каплевидной формы)
Виды кистей для масла |
Также должна оговориться, что вместо синтетики можно писать колонками, но вот смысла большого в этом нет. Колонки прекрасные и универсальные кисти, так как хорошо подходят и для акварели и для масла. Но, как я говорила прежде, цена на них сейчас кусается. Цена на синтетические кисти любых размеров и форм колеблется от 100р. до 400р., так что вполне каждый может себе позволит пару-тройку кисточек из синтетики.
При желании щетину можно заменить на козу, хотя разница в цене будет совсем небольшой. Щетины чаще делают более качественные, и выбор щетинных кистей обширнее, чем у козы.
Подведём итог
Для масляной живописи базовое количество кистей составит 4-6 штук. Но приятный бонус в том, что 6 кистей для масла по цене обойдутся столько же, если не дешевле, сколько 3 кисти для акварели.
Универсальный набор
Так что же делать тем, кто хочет опробовать обе техники (масло и акварель) и не разориться?
Что ж, в таком случае вот вам универсальный базовый состав, который может удовлетворить все ваши потребности в изобразительном искусстве.
- Крупная плоская синтетическая кисть №20-24 (для фона, без нее никак не получится равномерная заливка полотна)
- Крупная белка (в крайнем случае пони) №9-10 (всё же чуть дешевле 12-той, для фона и среднего плана в акварели, тонкий кончик такой кисти позволит сэкономить на покупке средней белки)
- Средняя плоская синтетика №12 (основная кисть, которой будете работать маслом)
- Средняя плоская щетина №8 (так же основная кисть для масла)
- Средняя круглая синтетика №5-7 (основная кисть для круглых и мягких предметов)
- Маленькая плоская синтетика №4 (и в масле и в акварели поможет прочертить тонкии линии)
- Тонкий круглый колонок №1-2 (маленькие колонки стоят в пределах 200р., зато универсальны для любой техники и нужны для небольших этюдов)
Вот, пожалуй, и всё. Такой состав из 7 кистей в пределах 2000р. поможет начать вам путь в прекрасный мир искусства живописи.
Универсальный состав кистей |
“А какие кисти нужны для других красок таких, как акрил, гуашь, темпера?” — спросите вы. Нет, я не забыла про прочие виды красок. Просто акрил, гуашь и темпера не привередливы, как масло и акварель. Имея базовый набор для масла и акварели, вы запросто эти же кисти примените и для всех остальных красок. Консистенция акрила, гуаши и темперы схожа, и она мягче, чем у масла. Скажем так, если масло это 30% сметана, то акрил, гуашь и темпера — 15-20%. Лучше всего подойдёт для такой живописи синтетика, но, в целом, и пони и колонок и щетина отлично справятся с задачей. Гуашь кроме синтетики, можно писать белкой и пони. Для акрила и темперы идеальная синтетика, в крайнем случае щетина.
Надеюсь, статья оказалась вам полезной. Спасибо, и вдохновения вам дорогие художники!