“Все профессии нужны — все профессии важны!” — с этих слов мне бы хотелось начать статью на тему: Подводные камни работы в магазине.
Дорогие читатели, в данном материале хочу поделиться с вами накопленной за шесть лет работы продавцом-консультантом информацией и опытом.
Если вы так же, как и я в своё время только устроились для временной (как казалось тогда) работы в несетевой магазин одежды, мастерскую, салон мебели, и тому подобные предприятия малого бизнеса, то мой опыт будет вам полезен.
Сразу скажу, что за эти года я полюбила своё рабочее место, и ни в коем случае не стану кого-либо отговаривать от трудоустройства по специальности продавец-консультант. Наоборот, первый делом хочу рассмотреть положительные моменты.
Плюсы
Первый плюс
Работа в торговом центре, не слишком загруженном посетителями, подразумевает достаточное количество свободного времени между приходами покупателей, в отличии от крупных сетевых магазинов, где у вас не будет порой возможности даже отлучиться на обед.
Есть два варианта условий работы в малом торговом центре: смена в одиночку или с напарником.
Лучше всего работать в одиночку. В таком случае у вас есть шанс помимо основной работы консультантом найти подработку в интернете. А можно потратить время на то, чтобы прокачать свои навыки и знания в интересующем вас деле: за пару лет такой работы вполне возможно подтянуть второй язык или выучить новый, а также прочитать множество книг.
Если же ваш магазин (мастерская) не предполагает работы по одному в смене, то времени на самообразование у вас будет намного меньше, если не сказать, что его не будет совсем. Зато есть приятный бонус — проходить через все будничные стрессы вместе со своим напарником. В итоге психика ваша будет спокойнее.
Подводный камень
Не стоит рассказывать о себе очень много. Многие не станут использовать свободное время на работе с пользой для себя: кто-нибудь из коллег во время вашего отсутствия станет обсуждать и осуждать вашу личную жизнь. Чем же ещё заняться, верно? Так что меньше делитесь своими проблемами — целее будут отношения в коллективе.
Второй плюс
Работа продавцом — это возможность стать в какой-то мере психологом.
Я не преувеличиваю. За два-три года постоянного общения с огромным количеством разных людей вы научитесь выдержке и самоконтролю. Те, кто не смогут обрести эти ценные качества, потеряют работу гораздо быстрее этого срока, потому как ни один работодатель не будет терпеть хама, истеричку или плаксу. Здесь нужны стальные нервы. Продавец, который ежедневно выслушивает множество претензий, бесконечное количество одинаковых изо дня в день вопросов, а порой истории из жизни людей, которых знает не больше двух минут, не может не развить в себе сдержанность в проявлении своих эмоций и запастись тонной терпения. Немаловажно то, что проработав достаточно времени, вы научитесь всячески избегать конфликтов с покупателями, переводя негативные эмоции клиента в позитивные, а также уметь без лишней грубости отвечать на нелицеприятные комментарии в вашу сторону и выходить из любой конфликтной ситуации, не становясь ни жертвой, ни агрессором. Поистине великое искусство, которому учит работа продавца!
Совет
Обратите внимание на свой облик.
Обычно у продавцов несетевых магазинов и мастерских нет строгого дресс-кода, но всё же обратите внимание на свою повседневную одежду для работы. Пусть ваш образ будет сдержанным и опрятным. Покупатели часто оценивают нас по одёжке, хотя надо признать так же, как и мы их. Ухоженный и уместный для вашей должности внешний облик поможет создать непредвзятое отношение, как у покупателей, так и у вашего начальства, что скажется на уважении к вам, как к знатоку своего дела.
Минусы
Теперь коснёмся некоторых недостатков, которых, как и в любой профессии, хватает.
Главный недостаток
Как вы могли догадаться, главный недостаток работы продавца маленького магазина — это невозможность официального трудоустройства. (Оговорюсь, что, конечно, есть множество фирм и небольших предприятий, которые готовы платить за вас налоги. Если вам повезло устроиться официально, то читайте статью дальше, игнорируя этот пункт.) Также основной причиной того, что большинство соискателей ненадолго задерживаются на своём месте, является отсутствие карьерного роста. Возможно, многие, кто в молодости работал в магазине, продолжили бы свою деятельность, если бы была перспектива повышения в должности и роста в профессии.
Подводный камень
Здесь хочу обратить особенно ваше внимание.
Если вас взяли на работу как консультанта и по совместительству кассира, то на вас лежит большая ответственность за денежный обмен с покупателями. Некоторые работодатели будут брать с вас штрафы за недостачу по кассе в конце дня. Такое может произойти обычно по двум причинам: либо вы неправильно выдали сдачу, либо кто-то из покупателей вас обманул, выдав неправильно сумму за покупку, а вы этого не заметили. Скажу одно — неусыпная бдительность! Вы обязаны быть предельно внимательным.
Поведаю вам о своём горьком опыте, который может пригодиться и уберечь вас от аферистов. Есть специально обученные пары, как правило это женщины, которые ходят по маленьким торговым центрам, в поиске молодых и неопытных продавцов-кассиров. И вот как они действуют. Сначала заходит одна женщина в ваш магазин, желательно в тот момент, когда у вас уже есть двое-трое посетителей, и просит вас, ни о чём дополнительно не спрашивая, продать ей какую-нибудь самую недорогую вещь. В этот момент заходит вторая и начинает отвлекать на себя ваше внимание, задавая кучу вопросов, тем самым заставляя вас потерять бдительность. Первая женщина, перебивая крикунью, просит вас поскорее её “отпустить” и отдать товар, но говорит, что у неё только купюра в пять тысяч и просит вас проверить в кассе будет ли у вас сдача. Если вы, как я в своё время, от переизбытка наплыва клиентов поспешите и начнёте отсчитывать ей сдачу с пяти тысяч — дело сделано. Пропали ваши денежки. Аферистка испарится за несколько секунд, после получения своих заветных рублей, и больше вы её не увидите, так же исчезнет с ней и вторая. Урок: никогда не класть сдачу клиенту, сперва не взяв с него деньги и не положив их в кассу. Понимаю, когда читаешь эту историю, можно подумать, что только идиот положит сдачу, не взяв наличные с покупателя. Поверьте мне, эти люди не зря ходят каждый год и разводят продавцов. Они знают своё дело. Аферистка положит пятитысячную купюру на прилавок, придерживая своей рукой, и прося вас побыстрее посмотреть сдачу. В вашей голове может сложиться впечатление, что купюру вы видели и вроде бы её взяли, раз на прилавке уже ничего нет. Всё это будет подстроено именно тогда, когда в магазине будет много покупателей, которые одновременно что-то требуют от вас и спорят друг с другом. Моё дело предупредить. Ещё раз — неусыпная бдительность. И пусть весь мир подождёт.
Второстепенный минус
Если вы не будете своё свободное от консультирования покупателей время занимать полезными действиями такими, как чтение, изучение, самообразование, подработка, то рискуете достаточно быстро от скуки, как минимум, набрать вес, а что ещё хуже, начать деградировать. Это не шутка. Сколько за шесть лет работы я наблюдала, как женщины, работающие со мной на одном этаже в нашем маленьком местном торговом центре, часами только и делали, что обсуждали свою и чужую жизнь, сводку новостей и тому подобное, вместо того, чтобы провести это ценное время с пользой. Да, я, в свою очередь, не обзавелась компанией подружек по работе, но считаю, что обрела гораздо больше. Работа продавца-консультанта связана с ежедневным стрессом, особенно для тех людей, кто не привык к большому количеству жаждущих от тебя помощи людей. И здесь каждый успокаивается и приходит в себя в свободное от покупателей время как может: кто-то трепется по телефону, прожигая свои мозги, а кто-то восстанавливается за чтением и медитацией.
Также замечу, что чаёк-кофеёк с печеньками во время обеда и не только ведёт к потере стройной фигуры. Лучше поинтересуйтесь принципами правильного питания и рассчитайте свой рацион на день, вместо очередного перекусывания. Консультант зачастую не так много ходит в течение дня, поэтому данная профессия, как и многие другие сидячие профессии, обеспечит вам лишние килограммы, если вовремя не скорректировать калорийность суточного приёма пищи.
Совет
И последний совет в данной статье. Постарайтесь наладить доверительные отношения с начальством. Отнеситесь с пониманием к их непростой жизни. Иметь свой микробизнес в России очень непросто. Это огромный стресс. Каждый год их предприятие может закрыться по самым разным причинам. Не оформляя вас официально на работу, они лишь стараются выживать.
Если что-то в вашем рабочем дне пошло не так, лучше всегда позвонить и объяснить ситуацию, посоветоваться, как поступить в данном конкретном случае. Не пытаться всегда выгородить себя и обвинять весь мир в несправедливости, а всегда объяснять честно, почему клиент прав или не прав, в чём была здесь ваша вина. Тогда отношение к вам будет как к товарищу, на которого можно положиться, и работать всем будет гораздо приятнее.
Не поспорю с тем, что есть совершенно неприятные и нечестные руководители. И от таких я бы посоветовала сразу уходить, даже не пытаться как-то сработаться — дальше будет только хуже. Никогда вы не добьетесь нормальных отношений, если за опоздание на минуту, даже после ваших извинений, вас отчитывают или штрафуют, грубят по поводу и без, говорят, что клиент всегда прав, и вы обязаны подчиняться любым его просьбам или что-то подобное. Совершенно незачем портить себе жизнь сотрудничеством с такими людьми.
Итог
Практически каждый день все мы сталкиваемся с продавцами-консультантами. Это нервная и непростая профессия, требующая от человека многих ценных качеств. Если вы только поступили недавно на эту должность, то полюбите своё дело всей душой, даже на тот короткий период, который вы, возможно, проработаете. Старайтесь дарить людям вашу улыбку и хорошее настроение. Многие придут к вам лишь ради мимолётного общения. Каждого посетителя принимайте как друга. Поверьте, так работать гораздо проще и легче. И не держите ни на кого зла. Гордитесь своей профессией, как гордятся те, кто становятся врачами, адвокатами, банкирами, лётчиками.
Надеюсь, эта статья была вам полезна и познавательна. Всем спасибо!